Хранение автомобиля в специальном помещении — гараже или боксе, способствует, в ряде случаев, увеличению сроков его службы. И вообще, как сказано в классике советского кинематографа: «Мысль о том, что пять с половиной тысяч попросту брошены на мостовой, и к тому же снабжены колесами, может отравить любую счастливую жизнь». Кроме того, гараж это и место хранения разных аксессуаров для эксплуатации самобеглой коляски (хотя и не только их), а также неофициальный мужской клуб. Сегодняшняя наша обзорная статья посвящена тому, каким должен быть оптимальный гараж (в основном по размерам), чтобы в нем было удобно и железному коню, и вам, его владельцу.
Минимальные размеры
Чтобы определиться, каким должен быть размер гаража на 1 машину, надо найти точку отсчета. Ведь при сегодняшнем разнообразии модельного ряда в цифрах габаритов можно просто потеряться. А уж если начать обсуждать личные предпочтения владельцев, то от поиска консенсуса можно плавно перейти к гражданской войне с нанесением морального и физического ущерба.
Мы считаем, что за подобную «печку», от которой можно плясать, стоит взять исследования работников неизвестного НИИ СССР. Ими был рассчитан стандартный размер гаража, с которым автолюбителям приходилось мириться без вариантов, поскольку именно им руководствовались при строительстве ГСК.
Для большей наглядности мы их приведем в сравнении с габаритами автомобиля «Москвич 408». Этот малолитражный автомобиль выпускался с 1964 по 1975 год и составлял не менее трети всего парка личных машин страны развитого социализма. И довольно успешно продавался даже в странах капиталистического мира.
|
Машиноместо
|
Москвич 408
|
Длина (см)
|
500
|
409
|
Ширина (см)
|
230
|
155
|
Высота (см)
|
220
|
144
|
Итак, каковы минимальные размеры отступов между автомобилем и ограждающими конструкциями?
|
Размер отступов (см)
|
Длина
|
91
|
Ширина
|
75
|
Высота
|
76
|
Безусловно, это минимально допустимые размеры вместилища, которые позволяют общаться с машиной на самом простейшем уровне — открыть (закрыть) дверь, сесть (или выйти), выехать своим ходом. О каких-либо серьезных ремонтных работах речи идти не может, только о мелком текущем обслуживании (проверить масло, долить тосол). А посадка пассажиров производится исключительно на улице.
Кстати говоря, во времена Перестройки, когда машин стало больше, а мест для их хранения меньше, изобрели контейнер «ракушку», фактически жесткий тент-каркас, который для любых манипуляций с автомобилем надо было предварительно убрать или сложить.
Гараж-мастерская
Откровенно говоря, многие до сих пор пользуются гаражами по советским стандартам, предпочитая любые профилактические и ремонтные работы вести на улице. И в этом есть свой резон. Однако случаи бывают разными, а валяющиеся на полу инструменты и приспособления не только доставляют неудобства, но и рискуют быть испорченными или потерянными. Поэтому давайте разберемся, какие размеры гаража нам подойдут и насколько надо увеличить минимальные пропорции для собственного же блага.
Длина
Минимальная длина гаража отличается от тех же габаритов машины на метр, округленно. То есть, по полметра в обе стороны.
Если у вас капот открывается от лобового стекла, как у Москвича 408 или ВАЗ (от копейки до седьмой модели), то вы можете поставить автомобиль к задней стенке впритирку, тогда сзади выигрыш получится в два раза больше. Что позволит устроить сходный трап в смотровую яму, если она у вас есть.
На самом деле вариантов увеличения длины гаража не так уж много и вряд ли они оправданы. Поскольку, на наш взгляд, устройство на противоположной стене от въезда разных стеллажей и полок — весьма рискованное предприятие. Примерно настолько же, как и расположение лаза в смотровую яму у входа в гараж.
Поэтому увеличьте длину от минимального стандарта еще на полметра. Этого должно хватить для доступа к переднему и заднему бамперу, фарам. Вы сможете заменить аккумулятор, долить тосол, отрегулировать зажигание или натянуть цепь ГРМ. И спокойно попасть в смотровую яму.
Ширина
Здесь, конечно, простора для фантазии больше. Вдоль стен можно безопасно поставить стеллажи, верстак с тисками и даже станки — хотя бы заточной. Полочки реально увеличат полезную площадь гаража, так что не стоит от них отказываться.
Мы вычислили, что минимальный проход между стеной и машиной должен быть 40 сантиметров (37,5, если быть точным). Примем его за величину расстояния от борта машина до верстака, хотя лучше бы этот параметр увеличить, как минимум до 50 см. Тогда снизится риск удариться рукой о кузов или разбить боковое стекло во время слесарных работ. Для замены же колес и этого полуметра мало, надо сантиметров 80.
Верстаки делают стандартной ширины — от 70 до 80 см. Если с одной стороны гаража мы устраиваем слесарку, то от борта машины до стены — 130 см. А при необходимости хранить с другой стороны, например, смену колес и устроить стеллаж (ширина полок от 30 до 50 см), нужно еще 100 см.
В итоге получаем, что для оборудования в гараже мастерской и мест хранения, вам понадобится увеличить минимальную ширину с 230 см до 385 см.
Высота проема ворот
Этот параметр вызывает наименьшие сомнения. От верхнего края проема до крыши машины, с учетом рейлингов, должно быть сантиметров 30. Выше у вас будет фронтон или иные конструкции стропильной системы крыши. Конечно же, надо будет учесть и зимнее обледенение порога гаража. Его высота может достигать десяти сантиметров, а амплитуда колебаний задней части кузова, особенно универсалов и SUV, на этой неровности и того больше.
Выводы
Если вы хотите стать владельцем гаража, в котором будет достаточно комфортно производить мелкий ремонт и текущее обслуживание автомобиля, то за минимальный размер стоит принять габариты 6 на 4 метра. Но и этого может быть мало, если вы с обычного городского седана пересядете на полноразмерный внедорожник.